Здравствуйте, друзья! Вот и закончились праздники, пора и поработать и сразу в ремонте турбийон, который я привез из снежного Омска. Погода там отличная, не то, что у нас. Часы с турбийоном изобрел Луи Бреге. Турбийон изобретался для компенсации притяжения земли, и тем самым улучшал точность механических часов. Основные детали спуска, анкерное колесо, вилка и баланс устанавливаются на общую вращающуюся каретку и так как каретка делает один полный оборот в минуту, то часы сначала пол минуты спешат, а потом пол минуты отстают, тем самым компенсируя притяжение. В современном производстве часов надобность в турбийоне отпала, так как современные материалы и обработка позволяют делать высокоточные часы не прибегая к столь серьёзным усложнениям. Тем более, что турбийон в наручных часах не имеет никакого смысла, так как мы двигаем рукой и каретка постоянно перемещается в пространстве. Сейчас турбийон, это показатель статуса владельца и профессионализма мануфактуры производящего такие часы. Итак, часы останавливаются, причем не на руке, а на окне, там где холоднее. Так мне описали проблему. Предполагалось, что это проблема загустевшего масла, но в итоге основная причина не в этом.
Приступаю к разборке.
Снимаю заднюю крышку, на платине видны пятна.
Везде видны отпечатки пальцев, видимо при сборке не используют резиновые напальчники. Вот так всегда задумка хороша, исполнение подкачало.
Снимаю верхнюю плату, под ней находится механизм указателя времени суток и второго часового пояса.
Переворачиваю механизм, откручиваю каретку турбийона и снимаю мост.
Под ним барабан и центральное колесо.
Надпись на мосту выгравирована с помощью CNC станка.
Снимаю анкерное колесо и вилку. Вот и первая причина остановки, грязь в каретке и самое главное, что одна из втулок крепления моста анкерной вилки и анкерного колеса болталась. Видимо, это и было причиной остановки часов во время охлаждения, металл при остывании сжимается и меняется зазор. Такое моё предположение.
Снимаю ось каретки, под ней находится бушон оси баланса, снимаю его.
Часы готовы к промывке.
Часы промыты, собираю барабан, протираю пружину и устанавливаю её в корпус барабана.
Закрываю корпус крышкой, барабан собран.
Устанавливаю барабан и центральное колесо в платину.
И устанавливаю заводные колеса.
Переворачиваю механизм и устанавливаю промежуточное колесо.
Но перед этим надо закрепить втулку, аккуратно раскерниваю её.
Устанавливаю бушон. Здесь видна раскерненная втулка.
Надеваю на неё секундное колесо, оно выполняет ещё и функцию крепежа каретки к корпусу. Это колесо не вращается, а анкерное колесо вращается по нему, получая момент от промежуточного колеса на ось каретки.
Устанавливаю каретку и проверяю её вращение, все отлично, заеданий нет.
Теперь устанавливаю на каретку анкерную вилку и анкерное колесо.
Устанавливаю бушон на вторую цапфу баланса.
Часы тикают, а тем временем собираю механизм второго часового пояса и указателя времени суток.
Теперь устанавливаю циферблат и стрелки.
И закрепляю механизм в корпусе.
Часы готовы! Теперь проверка и отправка обратно в Омск, транспортной компанией.
Здорово. Таких часов теперь наверное не купить нигде. Или ОЧЕНь дорого.
Почему не купить, сколько угодно, только стоят….
А вы сами из Омска что ли, Денис?
Сергей, я не из Омска, моя жена из Омска.
Уважаемый Денис Васильевич, у меня такое впечатление, что вы легко можете не только отремонтировать любые, самые сложные часы, но и собрать вполне приличные часы из любого набора деталей!
Удачи Вам!!
Спасибо, Владимир Петрович!
-стоят такие часы 70-80 тр…аналог Бреге — от 840тр
Спасибо за статью . очень помогло в ремонте уже другого Штёрлинга , правда попроще , но с циферблатом из метеорита .
коллеги
Всегда рад помочь.
Спасибо коллега,подробный обзор турбиёна вижу впервые,снимаю шляпу…
Не за что, приходите ещё.
Очень хотелось бы узнать Ваше мнение, относительно механических часов этой марки. Выглядят они конечно на миллион, но я слышал, от одного часового мастера, что качество их механики, очень и очень страдает.
К сожалению, во многих моделях этих часов установлены дешёвые механизмы китайского производства. Качество действительно страдает.